Бордюры окружают нас повсеместно. Ведь человек любит ходить и ездить по дорогам с твердым покрытием, он строит шоссе и автострады, мостит улицы и тротуары, прокладывает парковые аллеи и садовые дорожки. И каждый из этих элементов комфортного передвижения человека имеет обязательное конструктивное ограждение в виде невысоких продолговатых камней, разделяющих дорожные зоны различного назначения. Слово бордюр произошло от английского слова «bord», что означает «край».
По области применения различают дорожные, тротуарные и садовые бордюры. Эти камни могут изготавливаться из различных материалов, но наибольшее распространение получили изделия из гранита и железобетона. Гранитные бордюры дороже, и не в каждой природно-географической зоне России есть выходы гранита, которые можно разрабатывать. А перевозка такой продукции обходится очень дорого. В Хабаровске и области применяются бордюры из высококачественного железобетона, которые производятся в широком ассортименте, разных размеров и различного назначения. Купить бордюр в Хабаровске сегодня не составляет никакого труда, производится доставка по области с использованием различных видов транспорта.
Дорожный бордюр широко используется при строительстве автодорог для отделения проезжей части от тротуаров. Этими камнями выделяют посадочные зоны остановок общественного транспорта, въезд на заправки, зоны отдыха водителей и другие объекты дорожной инфраструктуры. Специалисты-дорожники обосновали необходимость устройства бордюров еще и тем, что такое ограждение препятствует размытию дорожных обочин и откосов дождем. Бордюр размеры которого значительно уступают дорожному, относится к группе тротуарных или садовых бордюров.
Тротуарный бордюр применяется в Хабаровске как обрамляющий декоративный элемент при устройстве и оформлении скверов, парковых аллей и дорожек, детских городков и площадок игрового назначения. Тротуарные бордюры из железобетона выпускаются различных форм, размеров и оттенков, имеют привлекательный внешний вид. К тротуарным бордюрам предъявляются повышенные требования по обеспечению прочности изделий и стойкости к влаге, температурным перепадам и химическим противоледным реагентам, которыми зимой в изобилии посыпают пешеходные зоны.
Садовый бордюр изделие повышенной декоративности, к которому также предъявляются требования особой влагостойкости. Основное назначение садового бордюра общеизвестно: он отделяет тротуары или садовые дорожки от газонов, служит для декоративного оформления элементов ландшафтного дизайна. А также выполняет еще одну полезную функцию закрепляет почву, предотвращает ее высыпание на дорожки, защищает границы клумб и газонов от повреждения людьми или ливневыми потоками. Садовые бордюры предохраняют от расползания дорожки, вымощенные тротуарной плиткой.
Когда-то первые железобетонные бордюры изготавливались из готовой бетонной смеси и арматуры прямо на месте установки при помощи элементарных форм и опалубки. Эти бордюрные камни служили очень недолго, растрескивались и требовали замены. В настоящее время некоторые дачники и владельцы загородного жилья изготавливают бордюры кустарным способом в специальных формах, которые продаются в хозяйственных магазинах. Там же продаются пластификаторы и красители для бетонных смесей. Однако и эти изделия служат намного меньше фабричных, так как имеют пористую структуру, и, следовательно, плохую морозостойкость.
Современные бордюры из железобетона изготавливают в заводских условиях при помощи вибропрессования или вибролитья. Основным исходным материалом является бетонная смесь нужного состава и качества, которая вместе с металлической арматурой или без нее закладывается в специальные формы. Для обеспечения высокого качества выпускаемой продукции применяются тщательно подобранные и подготовленные компоненты бетонной смеси, качественные формы и современное виброоборудование. Выгодное соотношение качество - цена бордюр из железобетона достигается за счет массового производства.
Выбор необходимого для данного изделия состава бетона производится на основании требований ГОСТ 27006 с учетом всех рекомендаций профильных НИИ. Главная характеристика смеси - водоцементное соотношение (В/Ц) не должно превышать 0,40 (40%). Непосредственное приготовление бетонной смеси производится на основании ГОСТ 7473. Обязательно применение воздухововлекающих добавок. В бетонную смесь для тяжелого бетона, который имеет подвижность не более 12 см, вводятся пластифицирующие добавки.
В состав бетонной смеси для изготовления бордюров входят следующие компоненты:
П% Цемент марки М500.
П% Песок крупный, размерный модуль более 2,2 микрона. Частиц глины не более 3%.
П% Щебень гранитный, фракции 5-10 мм.
П% Вода.
П% Пластификаторы, суперпластификаторы.
П% Красители для бетонов на основе хелезно-окисных пигментов.
П% Полипропиленовая фибра (фиброволокно). Добавляется в специальных случаях.
Физико-химические и механические свойства готовой продукции систематически контролируются специальной строительной лабораторией, которая регулярно проходит сертификацию.
После сушки и набора прочности готовые изделия хранят на складе в штабелях или пакетах высотой не более 1 метра. Штабеля размещаются на деревянных поддонах по ГОСТ 18343, в штабеле изделия укладываются на деревянные прокладки толщиной 30 мм или более (согласно ТУ 400-1-225). Могут применяться прокладки и из других материалов, которые обеспечат сохранность и целостность изделий. В нижнем ряду бордюры укладываются на прокладки не уже 80 мм. Поддоны с продукцией пакуют полиэтиленовой пленкой и перевязывают стальной лентой по ГОСТ 3560.
Перевозка бордюров должна производиться открытым бортовым автотранспортом большой грузоподъёмности (1,5- 30 т). Выгрузка упаковок на поддонах осуществляется погрузчиком или краном, небольшие количества можно разгружать вручную, соблюдая необходимую осторожность. В процессе перевозки стенки бордюров не должны касаться друг друга, категорически запрещается транспортировка изделий навалом и разгрузка сбрасыванием.